Комсьомбоце урокось

ЛЕМВАЛТ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

На этом уроке мы поупражняемся в употреблении существительных в различных падежах с помощью речевых игр.

1. НАЛКСЕМА «Кинь те фантось?»

(Игра «Чей этот фант?»)

Цель игры: — упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; развитие внимательности и наблюдательности; совершенствование навыков перевода с эрзянского на русский язык.
Путови налксемань ветиця.
Ловомкань коряс кочкави «содыця»»:

Фантсо садоя налксеме,
А карматадо янксеме.
Таня, тон улят «содыця»,
Мон жо — налксемань ветиця.

«Содыцясь» велявты кутьмере ёндо. Налксицятне путыть вейсэнь паргос (в общий коробок) кодамояк фант: бант, сюлгамо, суркске, пилекс, рисьмине (цепочка), пов (пуговица), чочамка эли мезе лия.

Ветицясь таргси мельга-мельцек паргостонть фанттнэнь ды кевкстни «содыцянть»:
— Те кинь фантось?

«Содыцясь» ёвтасы фантонть лемензэ ды сонзэ азоронть:
— Те сурксось Алёнань. Те повось Тамарань. Те бантось Валянь.

Колмоксть видестэ ёвтамодо мейле кочкави лия «содыця». Бути «содыцясь» маняви, а видестэ содасы фантонть азоронзо, сон мекев ары кутьмере ёндо. Фанттнэ полавтовить, човорявить. Налксемась поладови.

2. НАЛКСЕМА «Някам марто якинь инжекс»

(ИГРА «В гостях была я с куклой»)

 

Для игры понадобятся куклы. Желательно назвать их эрзянскими именами: Артана, Лияна, Мазярго, Уняша, Лейна и т.д. Главные действующие лица — куклы.
Цель игры: — упражнение в употреблении существительных в родительном (чачомань), дательном (максомань) и местном (чанстямонь) падежах; развивать умение составлять предложение по данной схеме; По считалке выбирается ведущий игры:

Пек вадря инжекс якамось,
Вастомась ды каванямось.
Инжинеть учить някан,
Мон монськак инжекс молян.

На бумаге записаны:

АНДОМАПЕЛЬТЬ: ям, каша, кши, пачалксеть, пельменть, рестазь кал, салат, сывель, колбаса, сыра, ловсо…

Невтемга: Мон Артана някам марто якинь инжекс Лиянанень. Лияна каванимизь кшисэ, салатсо, рестазь калсо.

КАВАНЯМОПЕЛЬТЬ: конфеткат, торт, халва, мороженой, прякинеть, поза, лимонад, шоколад.

СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
Ведущий подходит по очереди к хозяйкам кукол и слушает их рассказы о том, как они ходили в гости к какой-то из кукол. Выявляется лучший рассказ.

3. НАЛКСЕМА «МЕЗЕС СОВСИТЬ? КОСО УЛЬНИТЬ? КОСТО СЫТЬ?»

(Игра «Куда заходил? Где был? Откуда идёшь?»)

 

Цель игры: — упражнение в употреблении местн. (чанстямонь), исх.(лисемань) и внос, (совамонь) падежей существительных;

По считалке выбирается ведущий игры:
Налксемат содан пек ламо,
Ёвтак тень, мелеть кодамо.
«Мезес совсить?
Косо ульнить?
Косто сыть?» —
Истямояк налксема ули.
«Налксемась куроксто ушодови,
Сонзэ ветицякс Татю путови

На листке записаны слова, которые будут использоваться в игре: вирь, пире, кудо, клуб, школа, кинотеатра, пичксема кудо, лавка, парк, стадион, веле, ош, ушо, дача…

Ведущий записывает на бумажке какое-то из слов списка и прячет его. Это слово нельзя использовать играющим, но его никто не знает. Ещё одно условие игры: нельзя брать уже использованные другими слова.

Ведущий поочерёдно подходит к игрокам и задает вопросы:
— Мезес совсить?
— Совсинь вирьс.
— Косо ульнить?
— Ульнинь вирьсэ.
— Косто сыть?
— ынь вирьстэ. и т.д.

Тот, кто использует запрещенное слово, записанное водящим, становится сам водящим. Игра начинается сначала.

4. НАЛКСЕМА «ВЕЛЯВТНЕМКА»

(Игра в превращения)

 

Цель игры: — упражнение в употреблении существительных в превратительном (велявтомань) падеже; умение различать и правильно ставить вопросы к одушевлённым и неодушевлённым существительным в эрзянском языке.

По считалке выбирается ведущий:
Теевемка — мунямка (колдовство),
мунямка — велявтнемка,
Эрьва мезекс ды куш кикс
Теевемка — мунямка.
Минь — налксицят-велявтницят,
Тон жо — налксемань ветиця.

Для игры необходимо сделать 12 полосок с записью на одной стороне одушевлённых сущ., а с другой стороны цифрой 1; 12 полосок с записью на одной стороне неодушевленных сущ., а с другой стороны цифрой 2.

Полоски лежат на столе обратной стороной (где написаны цифры). Они перемешиваются. Каждый игрок берёт по две полоски с цифрами 1 и 2. Начинается игра. Ведущий подходит к каждому игроку и задает вопросы:
— Кинь мезекс тон велявтсак?
— Мон велявтса цёранть овтокс.
— Мезенть кикс тон велявтсак?
— Мон велявтса нумолонть докторокс.

Играющий может использовать только слова на выбранных полосках.

№1
цёра; тейтерь; доктор; слесарь; столяр; леля; сазор; космонавт; тетя; тракторист; мастер; директор.

№2
скал; овто; ривезь; нумоло; кудо; кардаз; каштомо; атякш; сараз; туво; реве; баран.

Напоминание: если слово заканчивается твердым согласным, появляется наращение — о, если мягким — е.

Запись опубликована в рубрике Учимся говорить по-эрзянски. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *